Геннадий Краснопёров (mysoulgarden) wrote,
Геннадий Краснопёров
mysoulgarden

Categories:

14 ИЮНЯ РОДИЛИСЬ

Эрне́сто Че Гева́ра (исп. Ernesto Che Guevara [ˈtʃe ɣeˈβaɾa], полное имя — Эрне́сто Рафаэ́ль Гева́ра де ла Се́рна, исп. Ernesto Rafael Guevara de la Serna; 14 июня 1928, Росарио, Аргентина — 9 октября 1967, Ла-Игера, Боливия)[5][6] — латиноамериканский революционер, команданте Кубинской революции 1959 года и кубинский государственный деятель.

Эрнесто Че Гевара.jpg

Кроме латиноамериканского континента, действовал также в Демократической Республике Конго и других странах мира (данные до сих пор носят гриф секретности). Прозвище Че использовал для того, чтобы подчеркнуть своё аргентинское происхождение. Междометие che является распространённым обращением в Аргентине.

О нём больше знают как о мужественном революционере. Но не меньшее мужество Че Гевара проявил в молодости, когда, будучи искусным врачом, лечил прокажённых. Че Гевара – создатель современной, одной из лучших в мире, кубинской медицины,- после победы кубинской революции, в которой он активно участвовал, Че Гевара занимал пост министра здравоохранения.

Га́рриет Эли́забет Би́чер-Сто́у (англ. Harriet Elizabeth Beecher Stowe; 14 июня 1811 года, Личфилд (англ.)русск., Коннектикут, США — 1 июля 1896 года, Хартфорд, Коннектикут, США) — американская писательница, аболиционистка, автор знаменитого романа «Хижина дяди Тома».

Писательница США Гарриет Бичер-Стоу.jpg

«Хижина дяди Тома» (горестная история живущего в США негра) - одна из самых любимых книг советских мальчишек и девчонок, которым с детства прививали чувство справедливости и горяччее желание сопротивления несправедливости.

Пётр Ла́врович Лавро́в (псевдонимы Миртов, Арнольди, и др.; 2 [14] июня 1823, Мелехово, Псковская губерния — 25 января [6 февраля] 1901, Париж, Франция) — русский социолог, философ, публицист и революционер, историк, один из идеологов народничества.

Идеолог-народник Пётр Лаврович Лавров.jpg



Пётр Ла́врович получил хорошее домашнее образование, с детства владел французским и немецким языками (в кругу его чтения — книги из французской библиотеки отца, участника войны с Наполеоном). В 1837 году он поступил в петербургское артиллерийское училище в (1837—1842 гг), где считался лучшим учеником М. Остроградского, академика военных наук. После окончания училища, в 1842 году, оставлен при нём репетитором. Самостоятельно изучал литературу по общественным наукам, в частности, познакомился с произведениями социалистов-утопистов, писал стихи и проявил исключительные способности к математике и тягу к знаниям в целом, без которых
человек ничто, «… он наг и слаб в руках природы, он ничтожен и вреден в обществе» ( фраза из дневника).

В 1860 году вышла в свет его первая книга «Очерки вопросов практической философии». П.Л. Лавров полагал, что нравственная личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом. Идеальным обществом по отношению к личности может быть строй, основанный на добровольном союзе свободных и нравственных людей.

В 1860-х годах Пётр Ла́врович принимал деятельное участие в литературе и общественной работе, в студенческом движении, сблизился с Н. Г. Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». После покушения Д. В. Каракозова на Александра II был арестован, признан виновным в «распространении вредных идей», «сочувствии и близости к людям, известным правительству своим вредным направлением» (Чернышевскому, Михайлову и профессору П. В. Павлову), и в январе 1867 года приговорён к ссылке в Вологодскую губернию где жил с 1867-го до 1870 года . В вологодской Тотьме он познакомился с А. П. Чаплицкой, полячкой по национальности, арестованной за участие в Польском восстании 1863—1864 годов. Она сталап его гражданской женой

В ссылке П.Л. Лавровым написано самое известное его произведение — «Исторические письма». В нём содержался призыв к «критически мыслящим» и «энергически стремящимся к правде личностям», прежде всего молодым, проснуться, понять задачи исторического момента, потребности народа, помочь ему осознать свою силу и вместе с ним приступить к творению истории, к борьбе против старого мира, погрязшего во лжи и несправедливости. «Исторические письма», будучи социально-политическим произведением, вышли, когда революционная интеллигенция, особенно молодёжь, искала новые возможности приложения своих сил для участия в освобождении народа: надежды Н. Г. Чернышевского на народное восстание после отмены крепостного права не оправдались; «теория реализма» Д. И. Писарева с её культом естествознания не обещала скорых результатов; заговорщическая деятельность «Народной расправы» С. Г. Нечаева была использована правительством для дискредитации «нигилистов». Поэтому в обстановке конца 1860-х — начала 1870-х годов это произведение П.Л. Лаврова стало «ударом грома», одним из идейных побудителей для практической деятельности революционных интеллигентов.

В 1870 году при помощи Г. А. Лопатина ссыльный бежал в Париж, где связался с западноевропейским рабочим движением и вступил в Первый интернационал. В целях организации помощи осаждённой Парижской коммуне ездил в Лондон, где познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом.

В 1873—1877 годах П.Л. Лаврова редактирует журнал «Вперёд» и одноимённую двухнедельную газету (1875—1876) — органы возглавляемого им направления русского народничества, так называемого «лавризма». После убийства Александра II сближается с народовольцами и в 1883—1886 годах редактирует вместе с Л. А. Тихомировым «Вестник Народной воли».

В июле 1889 года на конгрессе Второго интернационала партия Гнчак уполномочила в качестве своего представителя революционера Петра Лавровича Лаврова.

Последние годы жизни П.Л. Лавров, не порывая связей с революционным движением (редактировал «Материалы для истории русского социально-революционного движения»), посвятил написанию теоретических трудов по истории человеческой мысли: «Задачи понимания истории» и «Важнейшие моменты в истории мысли». В его наследии, не до конца выявленном (известны 825 произведений, 711 писем; раскрыто около 60 псевдонимов), — статьи в русской легальной печати, политические стихотворения, в том числе широко известная «Новая песня» (текст опубликован в газете «Вперёд!», 1875, № 12 от 1 июля), получившая позднее название «Рабочая Марсельеза» («Отречёмся от старого мира…»).

Вот она, эта его песня:

Отречёмся от старого мира!
Отряхнём его прах с наших ног!
Нам враждебны златые кумиры;
Ненавистен нам царский чертог!
Мы пойдём в ряды страждущих братий,
Мы к голодному люду пойдём;
С ним пошлём мы злодеям проклятья,
На борьбу мы его позовём:

Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врагов, брат голодный!
Раздайся крик мести народной!
Вперёд!

Богачи, кулаки жадной сворой
Расхищают тяжёлый твой труд.
Твоим потом жиреют обжоры;
Твой последний кусок они рвут.
Голодай, чтоб они пировали!
Голодай, чтоб в игре биржевой
Они совесть и честь продавали,
Чтоб ругались они над тобой!

Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врагов, брат голодный!
Раздайся крик мести народной!
Вперёд!

Тебе отдых — одна лишь могила!
Каждый день недоимку готовь;
Царь-вампир из тебя тянет жилы!
Царь-вампир пьёт народную кровь!
Ему нужны для войска солдаты:
Подавай, же сюда сыновей!
Ему нужны пиры да палаты:
Подавай ему крови твоей!

Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врагов, брат голодный!
Раздайся крик мести народной!
Вперёд!

Не довольно ли вечного горя?
Встанем, братья, повсюду зараз!
От Днепра и до Белого моря,
И Поволжье, и Дальний Кавказ!
На воров, на собак — на богатых!
Да на злого вампира царя!
Бей, губи их, злодеев проклятых!
Засветись лучшей жизни заря!

Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врагов, брат голодный!
Раздайся крик мести народной!
Вперёд!

И взойдёт за кровавой зарею
Солнце правды и братства людей.
Купим мир мы последней борьбою:
Купим кровью мы счастье детей.
И настанет година свободы,
Сгинет ложь, сгинет зло навсегда,
И сольются в едино народы
В вольном царстве святого труда...

Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врагов, брат голодный!
Раздайся крик мести народной!
Вперёд!

<1875>

Пётр Лаврович Лавров умер в Париже; похоронен на кладбище Монпарнас. Его последние слова: «Зовёт… живите хорошо. Кончается… кончилась моя жизнь».

Subscribe

  • МЫСЛИ 82-ЛЕТНЕГО (245)

    О ТОМ, ПОЧЕМУ МАЛО ТВОРЯЩИХ ДОБРО Смотрю вокруг, и вижу: из всех людей очень мало тех, которые повседневно творят добро на пользу всего живущего на…

  • МЫСЛИ 82-ЛЕТНЕГО (243)

    О ЛЮДЯХ, ДАЮЩИХ «КИСЛОРОД» МУДРОСТИ, ЛЮБВИ И ВО ВСЁМ ДОБРОМ СОУЧАСТИЯ СТАРИКИ, БЕСПРИЗОРНЫЕ ПРИ ЖИВЫХ ДЕТЯХ Вот – кислород. Дыша им, мы, чаще…

  • МЫСЛИ 82-ЛЕТНЕГО (239)

    О КОВИДЕ И ДИАРЕЕ* Заболевшие ковидом часто жалуются, что страдают от диареи*. Назначенные врачом лекарства не всегда помогают. А, между тем, есть…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments