Геннадий Краснопёров (mysoulgarden) wrote,
Геннадий Краснопёров
mysoulgarden

ВСЕГДА НАЙДУТСЯ ЛЮДИ, ГОТОВЫЕ ВЫПОЛНИТЬ ЛЮБОЙ, ДАЖЕ И ВРЕДОНОСНЫЙ ПРИКАЗ (2)

или

КАЖЕТСЯ, У МОЕГО ПРОЕКТА
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ
ШКОЛЬНОГО ДВОРА»
БУДЕТ БЕССЛАВНЫЙ КОНЕЦ


(Окончание)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ
ШКОЛЬНОГО ДВОРА


Мой нынешний цветник-дендрарий – микроскопическая потуга воспрепятствовать массированному наступлению мёртвого камня, бетона и асфальта на живое - зелёное и цветущее.

Ещё в прошлом веке, в 1988-м году, когда я с семьёй переехал из Белоруссии в Ульяновск, напротив нашего дома сдали в эксплуатацию новую, 38-ю физико-математическую школу (ныне - 38-й физико-математический лицей). Моих дочерей - Дашу и Катю - приняли сюда и дали им в последующие годы образование, достаточное, чтобы впоследствии они с отличием закончили университеты. Таким образом, я как бы в долгу перед школой. И вот представился случай вернуть тот долг. За многие годы обширный школьный двор зарос бурьяном. А у меня уже был многолетний опыт освоения таких одичавших территорий, превращения их в цветущие оазисы. Я взял школьный двор под свою опеку и стал вытеснять бурьян. Естественно, приступил к работе с «благословения» директора этого замечательного учебного заведения, Заслуженного учителя России Валерия Владимировича Полетаева.

А в 2006-м году возникла идея-проект «Экологические тропы школьного двора». Внедряя задумку в жизнь, руководствовался словами великого мудреца Аристотеля: «…город должен быть устроен так, чтобы обеспечить своим жителям безопасность и счастье…».

Двор лицея проходной. Кроме одной тысячи лицеистов и их преподавателей, он ежедневно пропускает через себя многочисленных жителей нашего микрорайона; здесь делают пробежки физкультурники и просто любители бега; тут же гуляют с малышами бабушки, дедушки, мамы, папы. Вот для всех их и задуман «кусочек счастья» - цветы это ведь и счастье тоже…

Одна из основных целей проекта - оформить школьный двор в виде экологических троп. Дело в том, что эта обширная территория испещрена множеством дорожек. Иные из них проложены изначально, при строительстве школы, другие - «самостийные»; я не стал убирать последние, наоборот, нередко приумножаю их: если кто-то вдруг протопчет дорожку через цветы, спрямляя путь, тут же убираю цветы в другое место, - пусть люди ходят, где им удобно, и пусть будет доступ к каждому цветку, чтобы те же люди смогли полюбоваться утренней сверкающей росинкой на цветке или понаблюдать, как мирно, не в пример нам, человекам, живут обитатели цветника: подчас на одном цветке «пасутся», не мешая друг другу, пчела, муравей, божья коровка …

Но почему тропы школьного двора у меня не какие-то обычные, а экологические? Всё очень просто: знакомлю всех, кто бывает на школьном дворе, с природным многообразием, с растущим и цветущим. На школьный двор уже внедрены более ста видов цветов, декоративных растений, деревьев и кустарников.



На каждый новый сезон выбираю «Правителя» этого растительного царства. Так, в 2007 и 2010 годах царствовал амарант, в нескольких сотнях экземпляров. Растение это с удивительной историей. Родом оно из Южной Америки. Когда-то, в давние-предавние времена, коренные жители этого материка питались амарантом: делали из него крупу, хлеб, а также многое другое столь же вкусное и полезное. А ещё - из амаранта извлекали красящее вещество; краску употребляли в ритуальных целях, когда исполняли свои религиозные обряды. Но прибыли на материк испанцы-завоеватели. Искореняя религию индейцев, они уничтожили посевы амаранта. Растение надолго ушло в небытие. И только в 70-х годах прошлого столетия на него вновь обратили внимание. Учёные, исследуя зерно амаранта, обнаружили, что в нём больше аминокислот и лучшего качества, чем… в курином яйце. Начался амарантовый бум. Теперь амарант называют пищей будущего. Сегодня он выращивается в разных видах (зерновой, кормовой, салатный и декоративный).

В сезоне 2008 на роль «Правителя» претендовали сразу несколько видов растений. Среди них лунария, эшшольция, бархатцы, многолетняя мальва, гайлардия (болгарская ромашка), пупавка (для простоты я называю её жёлтой ромашкой ), золотые шары… И снова было много амаранта. То же повторилось и в сезоне-2009.

Всё больше прибавляю исконно природного. Так, выпалывая сорняки, оставляю такие красиво цветущие растения, как цикорий, тысячелистник, льнянку обыкновенную, собачью ромашку, пижму (дикую рябинку). Добавляю природное, переселяя из моего придомового цветника «весёлых дикарей». Весёлые они потому, что уж очень радостно цветут. Это – васильки, которых уже четыре вида (из семян голубого василька, которые много лет назад собрал в поле, во ржи, вывел, методом отбора, васильки ярко-фиолетовые, ярко-малиновые, сиреневые). Это и живокость посевная (тоже во ржи растёт). Это и Иван-Чай (когда-то в качестве сырья для чудесного напитка россияне обменивали его на иностранных рынках на…бриллианты). Это и пупавка («жёлтая ромашка») …

Реализацию проекта «Экологические тропы школьного двора» разбил на три этапа. Первый – это сезон-2006. Главной задачей было: вытеснить многочисленную «рать» сорной (мощной, до двух метров высоты) растительности, которая наросла за «беспризорные» пятнадцать лет. Заменяя эту растительность цветочными и декоративными культурами, подбирал, прежде всего, то, что по жизнестойкости было бы равно сорнякам или даже превосходило их в этом качестве. Вот они, первопроходцы: космея (другие названия - космос, красотка), гайлардия (болгарская ромашка), васильки, пупавка, турецкая гвоздика, лунария, мальва многолетняя, лаватера… А потом пришли: ромашка белая, ромашка голубая, эшшольция, маргаритки, два вида колокольчика, золотарник, астра многолетняя, гигантский бальзамин и многое другое. К белоствольным берёзам, посаженным нынешним директором лицея, Заслуженным учителем России Валерием Владимировичем Полетаевым до меня, прибавились: русский клён, калина, рябина, яблоня, вишня, груша, абрикос, каштан, спирея, сирень, жасмин (чубушник), снежноягодник…

В сезоне-2007 (второй этап) в основном завершил вытеснение сорной растительности (к примеру, куртины высокорослой крапивы превратил, не меняя их конфигурации, в оригинальные клумбы).

За два этих сезона высадил более 50-и тысяч растений. Если рассадить их в одну линию на расстоянии друг от друга в один метр, то получится цветочно-декоративная дорожка в 50 километров.

.В сезоне-2008 посажено (в честь моего 70-летия) 70 тысяч растений, из которых почти половина – многолетники. (Меня не будет, а они продолжат жить ещё много лет). Сажал ежедневно, в холод и жару, в ясный день и при дожде (в дождь особенно нравится делать это). И это тоже моё правило: сажать с апреля до середины ноября (а в сезоне-2008 получилось почти до середины декабря). Делаю это для того, чтобы создать эффект непрерывного цветения (вместо отцветших высаживаю молодые растения). А ещё для того столь массовые посадки, чтобы создать видимость: в моём цветнике не рвут цветы (это и ещё одно моё правило: сорвали один цветок - посади, взамен, десять; сорвали десять – посади сто). За снзон-2009 и сезон-2010 посадил в общей сложности 130 тысяч растений. (Это не считая тех, что выросли из семян).

Часто спрашивают: «Как же вам удаётся всё это?» В моём «арсенале» голова (чтобы производить ту или иную операцию с наименьшими затратами усилий), лопата и два ведра (чтобы носить воду для полива; в сезоне-2010, необычно жарком и сухом, перетаскал таким образом больше 50-ти тонн); и ещё - посадочный материал, который сам же и выращиваю.

Сезон-2009 и сезон -2016- самые производительные за все годы моей цветоводческой «карьеры». Вырастил и посадил по 80 тысяч растений. В 2009-м году юбилеи были тому «виной». 360 лет исполнилось Симбирску-Ульяновску, 20 лет - 38-му физико-математическому лицею, 100 лет Красносельской школе (Удмуртия), где я познал азы науки. А сезон0 2016 совпал с 80-летним юбилеем моего друга, замечательного писателя Александра Тимофеевича Нестика. Те посаженные 80 тысяч растений – в его честь. Он был растроган, когда я сказал ему об этом.

Ещё один вопрос, на который ждут от меня ответа: почему я считаю, сколько посадил растений за день, за месяц, за сезон? Отвечаю: если я сегодня сделал больше, чем вчера, а в этот сезон больше, чем в прошлый, значит ещё не утратил жизненную энергию и по-прежнему нужен людям (если не в качестве активного журналиста, как раньше, то садовником, как сейчас. Ничто так не укрепляет жизненный тонус человека, как его востребованность.

Итак, проект мой в основном завершён. Но ещё столько разных задумок. Главная из них (увы, пока это несбыточная мечта) - автоматическая система полива. Хотя я и подбираю для своих целей особо засухоустойчивые виды цветов и декоративных растений, всё же в период июльско-августовской жары, когда дожди очень редки, страдают от засухи и эти растения. А все их (десятки тысяч) из вёдер разве польёшь? Хорошо бы сделать на школьном дворе - для детворы - «лягушатник» (бассейн); а для пожилых людей - поставить красивые скамейки (ещё лучше - сделать оригинальные беседки, которые можно бы увить плетистыми розами). Наконец, необходимо завершить создание дендрологического сквера: добавить к уже растущим деревьям и кустарникам тую, можжевельник, лимонник, миндаль, ясень душистый, белую акацию, гортензию метельчатую крупноцветную, дёрен белый, лох серебристый, актинидию, жимолость каприфоль и многое другое.

Уже сейчас цветник во дворе лицея № 38 можно бы сделать общегородским питомником (при наличии достаточных средств),- для бесплатной широкомасштабной раздачи всем желающим семян и саженцев (я давно их раздаю, но только тем, кто подходит ко мне и просит необходимое).

Есть уже конкретные результаты реализации проекта. В центре города, в котором преобладают асфальт, грязь и мусор, уже «прорисовался» «Оазис Чистой Природы». Что мне особенно приятно - люди замечают это (мало кто не скажет доброго слова, проходя мимо меня работающего). Правда, есть и такие, которые мчатся через цветник сломя голову, разговаривая как бы сами с собой и не обращая внимания на цветы, - это рабы мобильных телефонов; их, к сожалению, с каждым годом прибавляется. Дети приобщаются к цветам (подчас малыши по получасу и больше стоят около меня, наблюдая за моей работой, а иногда даже пробуют копать маленькой лопаткой или поливать). Большая группа лицеистов стала соучастником моего проекта: осенью 2007-го года один из выпускных классов (классный руководитель Наталия Борисовна Арбузова) съездил со мной в лес; накопали там саженцев рябины (26 штук) и создали «Аллею выпускников». «Во главе» этой аллеи - пятиметровый каштан, выращенный мною в «домашнем» цветнике из жёлудя.

Директор лицея, Валерий Владимирович Полетаев с первых дней нашего сотрудничества стал моим верным соратником, - даже не гнушается того, чтобы взять в руки косу и скосить на лужайках отросшую траву. Он же устроил несколько лет назад фотоконкурс «Наш цветущий школьный двор». Детвора представила более 70-и замечательных фотографий. Летом для учащихся шестых классов практика в цветнике. Осенью – экскурсии по экологическим тропам школьников младших классов.

И вот ещё для чего нужен мой проект. Он годен не только для школьных дворов, но и для территорий, прилегающих к детским садам, детским домам и другим детским учреждениям. Любовь к прекрасному (а что может быть прекраснее цветов?) следует воспитывать с младенческого возраста. И ещё - культивировать любознательность: для детей будет создана такая обстановка, в которой они могут ежедневно изучать жизнь тысяч цветочных и декоративных культур, и одновременно слушать замечательные истории и легенды об этих чудесных представителях, увы, сегодня всё более забиваемой в городской асфальт Природы. У детей ещё сохранилась тяга к прекрасному. Я это в очередной раз чувствую, когда провожу экскурсии по своим экологическим тропам. Учащиеся почти тридцати классов прошли по ним. И почти все с интересом слушали мои рассказы о цветах, о Природе в целом, о взаимосвязях человека с Природой. К примеру, показывал им растущие на асфальте мощные кусты календулы и бархатцев (намело на этот участочек тонкий, в два-три сантиметра, слой земли, случайно попали туда семена и…проросли они, и дали прекрасные всходы!). И говорил при этом: «Смотрите, растут в суровых условиях, а какие красавцы вымахали! А почему? Да потому, что они не принимают наркотики, не пьют водку, пиво и газировку, не едят чипсы и прочую дрянь. А для чего живут они? Да для своих детей. Дети - это их семена. Смотрите, какие они полноценные, эти семена! Вот бы и вам, ребята, так же жить,- красиво, полноценно!».

Радуюсь достигнутым. Но и досадую: опыт мой пока не востребован.
А, между тем, цветник на школьном дворе «работает» и зимой: там – моя традиционная снежно-ледяная горка. Первыми обкатывют её, пока она не очень крутая, «лихие» 80-летние бабушки. А потом здесь проводят время, до позднего вечера, ребятишки. Тем, кто катается здесь на ледянках часами, не страшен ни грипп, ни другие хворости.

Можно бы и весной - в начале лета, когда идут школьные занятия, сделать наш цветник таким же оздоравливающим. А именно: выводить сюда из душных классов на свежий воздух, на уроки, учащихся. Кроме занятий по биологии, по темам предмета «Окружающий мир» здесь можно вести уроки по геометрии, истории, физике, астрономии, химии и некоторым другим предметам. При этом ученики не так бы сильно, как сейчас, тяготились своим сегодняшним «сидячим» образом жизни. А, кроме того, природа поспособствовала бы, как уже сказано раньше, их нравственному воспитанию.

ПОСТКРИПТУМ

Ещё о том, для чего «горожу свой огород», для чего «экологические тропы», вообще – цветы.

Печально, но факт: очень многие ныне живут как бы вслепую: ощущают то, что всего ближе к ним; это чаще всего – бытовое, материальное; и если оно более или менее сносное, они счастливы. Другие «погружены» в разного рода неурядицы или же в элементарную нищету. И тем и другим, естественно, не до глобальных проблем. А они, эти глобальные проблемы, для посвящённых с каждым годом всё более ощутимы. Главная из таких проблем - серьёзное «заболевание», в общемировом масштабе, природной среды. В частности, интенсивно вырубаются леса (по семь миллионов гектаров в год), что сокращает не только естественную выработку живительного кислорода, но и пагубно влияет на климат.

Люди всё больше отчуждаются от Природы, особенно те, которые живут в крупных городах; в таких поселениях в постсоветское время резко сократились или вообще были уничтожены так называемые зелёные зоны; они и сейчас активно вытесняются камнем, бетоном, асфальтом.

Отчуждённый от Природы человек постепенно теряет главное, а именно – чувства. Такой становится чёрствым, нечутким даже к самым близким для него людям. Хуже того, в каменно - бетонно - асфальтовом мире у многих кардинально меняется, в худшую сторону, в целом характер.

Вот почему несколько лет продвигал ещё одну свою идею - «Миллион цветов для Ульяновска». Это - одномоментная, весенняя или осенняя акция, участником которой должен стать каждый, кто в силах «управлять» лопатой.

В январе 2010 года эта очень важная, на мой взгляд, идея воплощена в распоряжение губернатора Сергея Ивановича Морозова «Об областной акции «Миллион цветов». К сожалению, массовой акции не получилось. Не увенчались успехом и мои многократные публичные воззвания о том, чтобы реализовать распоряжение губернатора «Об областной акции «Миллион цветов» осенью, коль это не получилось весной…

ПОСТСКРИПТУМ -2

Перечитал сейчас это ранее написанное мною и – подумал: «Каким я был наивным. Мог бы уже давно понять, что живу не в советское время, что сейчас «правит бал» нечто чуждое и природе и человеку…

ПОСТСКРИПТУМ -3

И всё же, всё же… Долой печаль! Как бы то ни было дальше, но он ведь претворён в жизнь, мой проект «Экологические тропы школьного двора»! В моей фототеке сотни фотографий счастливых людей, гуляющих по этим тропам. И, наверное, тоже сотни тех, кто когда-то появились в моём цветнике-дендрарии малолетними, ещё в колясках, а потом здесь, на «лоне природы» «взрастали»…

ИЗ ФОТОАЛЬБОМА «НА ЭКОТРОПАХ»:

4В.jpg

12П.jpg

13АБ.jpg

35.jpg

46.jpg

125.jpg

204.jpg

213.jpg

DSCN4884.JPG

IMG_0190.jpg

IMG_1441.jpg

IMG_1496.JPG

IMG_2461.JPG

IMG_2462.JPG

IMG_2868.jpg

IMG_3092.JPG

IMG_3404.jpg

IMG_4111.JPG

IMG_4549.jpg

IMG_5131.jpg

IMG_5669.JPG

IMG_5722.jpg

IMG_6195.jpg

IMG_6887.JPG

IMG_7156.jpg

IMG_8890.jpg

IMG_9031.jpg

Цветник 023.jpg


Subscribe

  • О СОВРЕМЕННОМ ПРЕМУДРОМ ПЕСКАРЕ

    Жил человек. До коронавируса. А после перестал жить… Его напугали уже первые сообщения об этой «смертельной для всех» болезни. После, год и ещё…

  • МЫСЛИ 83-ЛЕТНЕГО (31)

    ТАК МНОГО В МИРЕ ЗЛА, А В ЦЕЛОМ – НЕСОВЕРШЕНСТВА. И ВОТ - Я ДУМАЮ: «Если бы на нашей Земле каждый дееспособный, неустанно, ежкдневано, задавал себе…

  • И ВОТ – СТАРИК ПРИДУМАЛ… МАШИНУ ВРЕМЕНИ

    Старик любил радио. С самого раннего детства приобщился к нему. Тогда, в его военном детстве, не было в селе Красное (Удмуртия), где он жил (да и во…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments