Геннадий Краснопёров (mysoulgarden) wrote,
Геннадий Краснопёров
mysoulgarden

Category:

СЕГОДНЯ ИСПОЛНИЛОСЬ 190 ЛЕТ СО ДНЯ ВОССТАНИЯ ДЕКАБРИСТОВ

Den_geroev_Otechestva_dekabristy_6.jpg

Я ЖИЛ В СИБИРСКОМ ГОРОДЕ, КУДА ПОЧТИ ДВА ВЕКА ТОМУ НАЗАД НЕКОТОРЫЕ ИЗ ПОДНЯВШИХ РУКУ НА ЦАРЯ БЫЛИ СОСЛАНЫ НА ПОСЕЛЕНИЕ. ЭТОТ ГОРОД – ЯЛУТОРОВСК.

1961год. После окончания Ижевского сельскохозяйственного института со свободным дипломом учёного агронома я отправился в Тюменскую область, в город Ялуторовск. И там впервые узнал много подробностей о восстании декабристов 26 декабря 1825 года.

О них, о декабристах, Владимир Ильич Ленин, вождь мирового пролетариата, отзывался (в статье «Памяти Герцена») так: «...Мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции, писал он. – Сначала - дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Её подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли». Шире стал круг борцов…».

Это я прочёл в первый же день пребывания в новом для меня городе на одном из стендов посвящённого декабристам Ялуторовского музейного комплекса.

И вот – рассказ об уникальном музейном комплексе:

История Ялуторовска особенно тесно соприкоснулась с историей России через декабристов. В Ялуторовске на поселении с 1829 года по 1856 год проживали девять декабристов (В.К. Тизенгаузен, А.В. Ентальцев, В.И. Враницкий, А.И. Черкасов, И.Д. Якушкин, М.И. Муравьев-Апостол, И.И. Пущин, Е.П. Оболенский, Н.В. Басаргин).

dekabristy.jpg



Первым в городе был поселён Василий (Вильгельм-Сигизмунд) Карлович фон Тизенгаузен (1779 или 1780 - 25.10.1857) Полковник, командир Полтавского полка. Член Южного общества с 1824 года.

В Ялуторовск он препровождён из Тобольска в конце мая 1829 года. Место для проживания ему выделили на окраине города, около кладбища. В 1830 году Тизенгаузен построил обширный деревянный дом, который неоднократно загорался и вновь отстраивался.

Тизенгаузен жил один, был католиком, и потому в его доме не было икон, а в нижнем подвальном этаже стояло несколько больших статуй нимф, фавнов и олимпийских богов. Ялуторовцы называли его чернокнижником и чародеем.

Но главное: именно он был одним из первых агрономов Ялуторовска. Около дома разбил на пустыре фруктовый сад. И каждый день вместе с наёмными рабочими трудился там, с заступом в руках. Он рассаживал яблони, устраивал аллеи, вскапывал клумбы и катил тачку с дёрном, причём шутил: "На каторге выучился".

В августе 1830 года из Пельма в Ялуторовск перевели декабриста Василия (Вацлава) Ив
ановича Враницкого (1785 или 1786 - 2.12.1832). Полковник квартирмейстерской части. Член Южного общества с конца 1824 года.

Он приехал в город очень больным и поправиться уже не мог. Материальное положение его было тяжёлым. В Пельме Враницкий ещё как-то пытался противопоставить себя серой убогой действительности: играл на скрипке, делал зарисовки той местности. Но вот Ялуторовск, в декабре 1831 года, когда Враницкого поселили сюда жандармские власти. Они спрашивали больного, не будет ли он о чём-либо просить высшее начальство В ответ услышали, что "собственной воли иметь не желаю, так как давно морально мёртвый человек".

2 декабря 1832 года декабрист скончался. Государственных преступников до 1837 года на городских кладбищах не хоронили. Когда в 1836 году в Ялуторовск приехал М.И. Муравьев-Апостол, могилы Враницкого он уже не нашёл. Но город в память о декабристе в 1992 году поставил на старом кладбище надгробный памятник в виде скорбящего ангела.

Летом 1830 года в Ялуторовск из Берёзово перевели Андрея Васидьевича Ентальцева (1788 - 27.1.1845). Подполковник, командир 27-й конно-артиллерийской роты. Член союза благоденствия с 1820 года и Южного общества.


Приехал он в город с женой Александрой Васильевной. В истории России есть замечательная страничка о русских женщинах, одиннадцати жёнах, невестах декабристов. Они выходили замуж за князей, военных, командиров. И когда декабристов лишили всех чинов, званий, эти нежные создания не бросили своих мужей, последовали за государственными преступниками на каторгу, чтобы облегчить их участь.

В Ялуторовске Ентальцевы купили у коллежского советника Шеншина большой дом. В Сибири у Андрея Васильевича явилось влечение к медицине. Он и характером больше соответствовал обязанностям врача: всегда ровный, со всеми одинаково приветливый. Ялуторовцы долго вспоминали этого благодушного бессребреника.

16 сентября 1836 года в Ялуторовск с каторги перевели Ивана Дмитриевича Якушкина (28.12.1793 - 11.8.1857). Отставной капитан, один из основателей Союза спасения, член Союза благоденствия, участник Московского заговора 1817 года, вызвавшийся совершить цареубийство.

Всё свободное время И.Д. Якушкин занимался чтением книг по ботанике, философии, истории, математике. Летом он собирал в окрестностях города растения для гербария. Один из них, состоящий из 300 растений, отправил Свистунову в город Курган, другой гербарий - в Москву. Результаты многолетнего изучения природы были изложены декабристом в трактате "Что такое жизнь?".

Среди просветительных начинаний сосланных декабристов особенное внимание у современников и потомков - Ялуторовской школе И.Д. Якушкина. Никто бы не разрешил открыть училище государственному преступнику. Неоценимую услугу декабристам оказал священник Стефан Яковлевич Знаменский. Он с большим уважением относился к людям, пострадавшим за свои убеждения, и был горячим поборником просвещения народных масс. Знаменский взялся устроить при соборе церковно-приходскую школу. Школа после многих препятствий со стороны городничего и смотрителя 6 августа 1842 года была открыта. Уже к маю 1846 года в этом приходском училище обучалось 200 мальчиков из Ялуторовска, его округа и некоторых соседних городов. И.Д. Якушкин с открытием школы смог реализовать ещё одно доброе качество своей души - он не только видел в каждом человеке какие-нибудь способности, но обычно прилагал все силы, чтобы развить эти способности.


Декабристы, отбывая наказание в Сибири, продолжали добиваться своей главной цели - благоденствия России. Они развивали сельское хозяйство, торговлю, просвещение, медицину, метеорологию, юридическую службу и многое другое. В большом и малом старались сделать доброе дело для конкретного человека.

( Из книги Болотовой А. Г. «История города Ялуторовска с древнейших времён»

(Продолжение следует)


Subscribe

  • МЫСЛИ 83-ЛЕТНЕГО (28)

    О ГРУСТИ Сегодня меня спросили: «Посещает ли вас грусть?». Ответил: Бывает: и ко мне приходит грусть. Что делаю в таком случае? Вот - только что…

  • ИЗ ЦИКЛА МОИХ СТИХОТВОРЕНИЙ «ЗАЧЕМ ЖИВУ»

    ВДРУГ.. ОБОЗНАЧИЛСЯ СТАРЫЙ ДРУГ Старый друг лучше новых двух. (Русская пословица) Счастлив в новых друзьях, но… вдруг О себе даст знать старый…

  • МЫСЛИ 83-ЛЕТНЕГО (27)

    О ЖИЗНИ Трагедия, пожалуй, большинства людей: живут начерно,- заполняют страницы своей жизни пустым, никчемным ни для себя, ни для общества. На…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments