Геннадий Краснопёров (mysoulgarden) wrote,
Геннадий Краснопёров
mysoulgarden

Categories:

«А Я ВСТЛЕТИЛА БОЗЬЮ КОЛОВКУ…»

tsitaty-соприкосновение-с-природой-есть-самое-последнее-фёдор-михайлович-достоевский-157018.jpg

Сажаю. Рядом – главная тропа моего цветника-дендрария, что на школьном дворе. По ней неустанно снуёт малышня,- кто на велосипедах, кто на самокатах, а иные – на своих двоих. Многие подходят ко мне. С интересом наблюдают за моей работой. Иные делятся со мной яркими для них впечатлениями.

Вот – брат и сестра,- Олежка, которому семь лет и трехгодовалая Алёнка.

Олежка, радостный:

- А я опять шершня видел!

У Алёнки тоже событие. Говорит, вторя брату:

- А я встлетила бозью коловку!..

На следующий день, в выходной, снова слышу, в одном из отдалённых от меня цветниковых мест, голос Одежки:

- Вот это жёлтый цветок. А это - оранжевый. Но оба они от календулы. Календулу ещё ноготками называют… А пойдём, я тебе покажу место, где ты никогда не бывал…

Пошёл на голос Олежки. Увидел его. Сегодня он без бабушки и Алёнки. С отцом гуляет. Отец Олежки редкий гость в моём цветнике. Он музыкант. Кроме музыки его мало что интересует. Но вот – сынишка приобщает его к цветам…

Посеянное, как правило, взращивается. Если, конечно, сеять целеустремлённо, с заглядом в будущее. Моё поле деятельности не просто территория для цветов, декоративных растений, деревьев и кустарников. Если говорить высоким слогом, это место и для выращивания детских душ. Именно для них, для детей, прежде всего, мои экологические тропы, которыми пронизан цветник-дендрарий. Сделано так, чтобы ребёнок мог подойти к любому цветку и «поздороваться с ним за руку». При этом - сказать: «Здравствуй, милый цветочек! Ты растёшь. Расту и я вместе с тобой». (Эту фразу говорю молодым мамашам, чтобы они заучили её, и передали своим любимым сыночкам и дочуркам. Для многих мой призыв стал действием).

Современные люди во многом отличаются от их даже не столь далёких предков. Те предки, в большинстве своём селяне, жили в окружении благотворной для души и сердца природы. Ныне же основная часть населения - во многом оторванные от естественной природы горожане. Вот что говорил о таких знаменитый писатель-фантаст Айзек Азимов (1920-1992): «В своих попытках создать оптимальную среду, люди всё дальше и дальше будут уходить от природы… Уход от природы – это и потеря творческих начал…».

Уход от природы – это очень опасно для человека. Запомнились давно прочитанные в одной из книг чьи-то слова: «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъёма всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего».

Часто можно слышать: «природный ум», «природная сообразительность», «природное чувство прекрасного». За этими словами нечто особо значимое для человека, - то, что даровано природой. Во многом именно русская «негромкая», но, прекрасная в своей оригинальности природа породила таких великих русских гениев, как поэт Александр Сергеевич Пушкин и композитор Пётр Ильич Чайковский. С раннего детства были они в единении с естественным природным, в окружении которого жили. Это способствовало приобретению ими умения видеть и слышать природу, что, в свою очередь, благотворно сказалось на формировании чувств и характера, расширении областей знания и интересов.

В трудах выдающихся педагогов природе отведена особо важная роль в воспитании детей.

Итальянец И.Г.Песталоцци отмечал, что природа - это источник, благодаря которому "ум поднимается от чувственных восприятий к чётким понятиям, а познание различных явлений идёт в единстве с овладением искусства речи".

Наблюдения за природными явлениями ускоряет у детей развитие логического мышления, делал вывод из своих исследований русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребёнка. Именно непосредственное наблюдение окружающего мира составит первоначальные логические упражнения мысли. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что всё "… что есть в речи логического … происходит из наблюдений человека над природой, а сама логика - ничто иное, как отражение в уме предметов и явлений природы".

«Без сомнения, человек создал себе много радостного в общественной жизни… Тем не менее он все ещё принадлежит природе. Ребенок в особенности, обязательно должен черпать из неё силы, необходимые для развития его тела и духа». Это слова Мария Монтессори. Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это советский педагог Антон Семёнович Макаренко, американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер и Мария Монтессори.

Многолетнее наблюдение за детьми в моём цветнике-дендрарии подтверждает то, о чём говорится в трудах выдающихся педагогов: цветы. другие растения, жучки, паучки, капельки росы, - это и многое другое вызывает у мальчишек и девчонок постоянный живой интерес; ребятишки учатся наблюдать и подмечать явления природы; при этом у них возникает множество вопросов; и если рядом человек, который готов ответить на такие вопросы, то у ребёнка пополняется словарный запас и - появляются новые мысли, а вслед за ними - новые вопросы; так развивается мышление маленького человека.

Я рад, что мой цветник-дендрарий, с его экологическими тропами, способствует этому.

А.jpg

КАМИЛЬ.JPG



13АБ.jpg

78.jpg

26Л.jpg

124.JPG

612В.jpg

614.jpg

DSCN4096.JPG

DSCN5199.JPG

IMG_1971.jpg

IMG_2102.jpg

IMG_0678.jpg

IMG_3725.JPG

IMG_4101.jpg

IMG_5160.JPG

IMG_5848.JPG

IMG_7674.jpg

IMG_8575.jpg

IMG_5793.jpg

10.jpg

1СВ.jpg

Subscribe

  • О СОВРЕМЕННОМ ПРЕМУДРОМ ПЕСКАРЕ

    Жил человек. До коронавируса. А после перестал жить… Его напугали уже первые сообщения об этой «смертельной для всех» болезни. После, год и ещё…

  • МЫСЛИ 83-ЛЕТНЕГО (31)

    ТАК МНОГО В МИРЕ ЗЛА, А В ЦЕЛОМ – НЕСОВЕРШЕНСТВА. И ВОТ - Я ДУМАЮ: «Если бы на нашей Земле каждый дееспособный, неустанно, ежкдневано, задавал себе…

  • И ВОТ – СТАРИК ПРИДУМАЛ… МАШИНУ ВРЕМЕНИ

    Старик любил радио. С самого раннего детства приобщился к нему. Тогда, в его военном детстве, не было в селе Красное (Удмуртия), где он жил (да и во…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments