Геннадий Краснопёров (mysoulgarden) wrote,
Геннадий Краснопёров
mysoulgarden

О ЛЮБВИ

Секс, сексуальная, сексуальный…Эти понятия и связанная с ними массовая распущенность, как и многое другое дурное, пришли к нам с Запада. При обилии сексуально озабоченных ушли «в тень» (их не показывают по телевизору, о них не говорят по радио, не рассказывают в газетах, журналах и книгах) те люди, которые живут высокими чувствами. Они последние, кто оберегает самоотверженное, нежное, трепетное, что включает в себя понятие Любовь.

Поговорим о Любви. Начнёт этот разговор Александра Михайловна Коллонтай.



С одной стороны, здоровый половой инстинкт - влечение двух полов друг к другу в целях воспроизводства - под давлением уродливых социально-экономических отношений, особенно при господстве капитализма, выродился в нездоровую похоть. Половой акт превратился в самодовлеющую цель, в способ доставить себе еще одно «лишнее наслаждение», в похоть, обостряемую излишествами, извращениями, вредным подхлестыванием плоти.

Мужчина не потому сходится с женщиной, что здоровое половое влечение властно потянуло его к данной женщине, а наоборот, мужчина ищет женщину, не испытывая еще никакой половой потребности с тем, чтобы, благодаря близости этой женщины, вызвать половое влечение и, таким, образом, доставить себе наслаждение самым фактом полового акта. На этом построена проституция. Если близость к женщине не вызывает ожидаемого возбуждения, пресыщенные половыми излишествами люди прибегают ко всякого рода извращениям.

Это — уклонение биологического инстинкта, лежащего в основе любви между полами, в сторону нездоровой похоти, уводящее инстинкт далеко в сторону от своего первоисточника.
С другой стороны, телесное влечение двух полов за тысячелетия социальной жизни человечества и смены культур обросло целым наслоением духовно-душевных переживаний. Любовь — в ее теперешнем виде — это очень сложное состояние души, давно оторвавшееся от своего первоисточника — биологического инстинкта воспроизводства — и нередко резко ему противоречащее. Любовь — это конгломерат, сложное соединение из дружбы, страсти, материнской нежности, влюбленности, созвучности духа, жалости, преклонения, привычки и многих, многих других оттенков чувств и переживаний. Все труднее при такой сложности оттенков и самой любви установить прямую связь между голосом природы — «Эросом бескрылым» (телесным влечением пола) и «Эросом крылатым» (влечением тела, перемешанным с духовно-душевными эмоциями). Любовь-дружба, в которой нет и атома физического влечения, духовная любовь к делу, к идее, безликая любовь к коллективу — все это явления, свидетельствующие о том, насколько чувство любви оторвалось от своей биологической базы, насколько оно стало «одухотворенным»...


(А. Коллонтай. "Дорогу крылатому Эросу!" 1923-й год.)

Эту брошюру представлю полностью.

А пока - –из биографии одарённой, одухотворённой, целеустремлённой женщины.

Ее имя овеяно легендами.

Александра Михайловна Коллонтай (1872—1952) известна как выдающаяся деятельница международного и российского революционного социалистического и женского движения. Она же - член первого большевистского правительства (народный комиссар государственного призрения), публицист, советский дипломат.

Первой в мире стала женщиной-послом. С 1923 года полномочный и торговый представитель в Норвегии, а с 1926 - в Мексике, с 1927 - полномочный представитель в Норвегии, в 1930-1945 - посланник, а затем посол СССР в Швеции.

Она родилась в Петербурге в обеспеченной дворянской семье, своими корнями уходящей к средневековому князю Довмонту Псковскому. Отец Александры Михайловны, высокопоставленный генерал Михаил Домонтович, принимал участие в русско-турецкой войне (1877—1878) и был Тырновским губернатором в Болгарии в (1878—1879); мать, Александра Масалина-Мравинская - дочь финского фабриканта, торгующего лесоматериалами.

Ещё в раннем детстве получила разностороннее домашнее образование. Владела несколькими иностранными языками (английский, немецкий, французский, шведский, норвежский, финский и другие), интересовалась литературой. В 1888, когда ей было шестнадцать лет, сдала экзамены за курс гимназии в шестой мужской гимназии в Санкт-Петербурге. Посещала Школу поощрения художеств, брала частные уроки рисования. Была введена в великосветское общество.



С юных лет Александра пользовалась огромным успехом у мужчин и… отличалась разборчивостью в них. Так, она отказалась выйти замуж за Тутомлина, адъютанта Александра III, который сделал ей предложение в первый же вечер знакомства. Один из воздыхателей Александры, Иван Драгомиров (сын известного генерала) не выдержал её обращения и застрелился. Впоследствии был ещё один такой случай подобного самоубийства. Вопреки воле родителей вышла замуж за дальнего родственника, выпускника Военно-инженерной академии, бедного офицера Владимира Коллонтай (1893).

Через пять лет она была вынуждена оставить мужа и сына, чтобы участвовать в революционном движении.

К участию в социалистическом движении Александра Коллонтай пришла в 1890-х годах благодаря знакомству с Еленой Дмитриевной Стасовой, известной русской революционеркой.

В 1898 году, оставив мужа, Александра уехала в Швейцарию, где поступила в Цюрихский университет к профессору Геркнеру. По совету профессора в 1899 отправилась в Англию изучать английское рабочее движение. В том же году возвратилась в Россию.

Но в 1901году снова отправилась за границу, В Женеве познакомилась с Г. В. Плехановым, видным деятелем международного рабочего движения.

Во время расстрела демонстрации 9 января 1905 года была на петербургских улицах. В 1905 году в Петербурге познакомилась с В. И. Лениным. После раскола Российской социал-демократической партии на большевиков и меньшевиков на II съезде партии (1903) Александра Коллонтай не примкнула ни к одной из противоборствующих фракций.
«У меня были друзья в обоих лагерях. По душе ближе мне был большевизм… но обаяние личности Плеханова удерживало от разрыва с меньшевиками»,- вспоминала она.
В европейском революционном движении

В 1905 году. во время Первой русской революции, Александра Коллонтай инициировала создание «Общества взаимопомощи работницам». После поражения революции эмигрировала (в 1908 году), так как против неё были выдвинуты обвинения в призыве к вооружённому восстанию в брошюре «Финляндия и социализм». В эмиграции примыкала к реформистскому крылу РСДРП, поддерживала ликвидаторов, читала лекции в основанной группой «Вперёд» фракционной школе в Болонье. Посетила целый ряд стран Европы (Бельгию, Великобританию, Германию, Данию, Норвегию, Францию, Швейцарию, Швецию), где налаживала связи с местным социал-демократическим и суфражистским движениями, принимая в них активное участие. Дважды посещала США. Делегировалась РСДРП на международные социалистические конгрессы в Штутгарте (1907), Копенгагене (1910) и Базеле (1912).

После начала Первой мировой войны (1914—1918), находясь в Швеции, отошла от меньшевиков и правого крыла европейской социал-демократии, поддержавшего войну. Осуждение империалистического характера войны сблизило Коллонтай с большевиками, к которым она окончательно присоединилась в 1915 году. За активную антимилитаристскую пропаганду, в частности, за публикацию антивоенной статьи в одном из шведских журналов в ноябре 1914 года, она была арестована шведской полицией, доставлена в крепость Мальмё и выслана из страны по личному указу короля Густава V. Поселившись в Копенгагене, Коллонтай наладила тесную связь с Лениным и выполняла его специальные поручения.

В Россию Александра Коллонтай вернулась после Февральской революции 1917 года. Вскоре стала членом Исполкома Петроградского Совета. Участвовала в работе 7-й (Апрельской) конференции РСДРП (б) (1917) от большевистской военной организации, была в числе немногих делегатов, полностью поддержавших позиции Ленина, изложенные в «Апрельских тезисах». На Первом Всероссийском съезде Советов была избрана членом ЦИК от большевиков. В период «двоевластия» вела агитацию в среде солдат и матросов, что повлекло за собой преследования Временного правительства. Возвращаясь с совещания левого антивоенного Циммервальдского объединения в Стокгольме (в июле 1917 года) Александра Коллонтай была арестована Временным правительством. Всё ещё пребывая под арестом, на VI съезде РСДРП (б) (в 1917 году) заочно избрана одним из почётных председателей съезда и членом ЦК партии.

Участвовала в заседании ЦК РСДРП (б) 10 (23) октября 1917 года, принявшего решение о проведении Октябрьского восстания в Петрограде. Член президиума проводившегося параллельно II съезда Советов (25 — 26 октября 1917 года). После установления власти большевиков и левых эсеров избиралась во ВЦИК и 30 октября лично от Ленина получила пост народного комиссара общественного призрения в первом составе Совета Народных Комиссаров. При наркомате Александра Коллонтай создала Отдел по охране материнства и младенчества и Коллегию по охране и обеспечению материнства и младенчества. «Политика этих структур строилась на том постулате, что охрана материнства как специфической функции женщины является прямой обязанностью государства» - так обосновала она необходимость создания Отдела и Коллегии.

В марте 1918 года, стоя на позициях Николая Ивановича Бухарина и «левых коммунистов», Александра Коллонтай выступила против Брестского мирного договора и в знак протеста вышла из состава правительства. Во время Гражданской войны была направлена на Украину, где возглавила наркомат агитации и пропаганды Крымской советской республики, а также политический отдел Крымской армии.

Будучи наиболее заметной женщиной в советском руководстве, Коллонтай была инициатором создания и заведующей (с 1920 года) женотделом ЦК РКП (б), целью которого была борьба за уравнение в правах женщин и мужчин, борьба с неграмотностью среди женского населения, информирование о новых условиях труда и организации семьи. Одновременно с руководством Женотделом Александра Коллонтай читала лекции в Свердловском университете и работала в секциях Коминтерна.

С 1923 года Александра Коллонтай на дипломатической работе. Причинами для первого в мировой истории назначения женщины послом послужили прочные связи Коллонтай с европейским социалистическим движением (как реформистским, так и революционным), а также опыт работы на должности секретаря Международного женского секретариата при Коминтерне (1921—1922). В 1923—1926 и 1927—1930 годах Александра Коллонтай работала советским полпредом и торгпредом в Норвегии, во многом поспособствовав политическому признанию СССР этой страной. В 1926—1927 годах некоторое время работала в Мексике, где также добилась определённых успехов в улучшении советско-мексиканских отношений. В 1927 году Александра Коллонтай снова становится полпредом в Норвегии, совмещая этот пост с исполнением поручений в торговом представительстве в Швеции.

В 1930—1945 годах Александра Коллонтай — посланник (постоянный поверенный) и посол в Швеции. Кроме того, она входила в состав советской делегации в Лиге Наций.

Одной из важнейших задач, стоящих перед новым советским послом в Швеции, была нейтрализация влияния гитлеровской Германии в Скандинавии. Когда в ходе «зимней» советско-финской войны Швеция, поддерживаемая Великобританией, отправила в Финляндию два батальона добровольцев и стояла на грани открытого вступления в войну против СССР, Александра Коллонтай добилась от шведов смягчения их позиции и посредничества в советско-финских переговорах. В 1944 году, в ранге чрезвычайного и полномочного посла в Швеции, она вновь взяла на себя роль посредника в переговорах о выходе Финляндии из войны.

В 1945 году из-за тяжёлой болезни, приковавшей её к инвалидному креслу, Александра Коллонтай оставила должность посла. Но дипломатическую службу не оставила - стала советником Министерства иностранных дел СССР.

Александра Михайловна Коллонтай — автор ряда книг и статей, многие из которых посвящены проблемам женского революционного движения.

Её помнят не только в нашей стране. В 1945 году группа депутатов норвежского стортинга выдвигала кандидатуру Александры Михайловны Коллонтай на получение Нобелевской премии мира. Выдвижение поддержали женские организации Швеции и Норвегии, а также видные общественные деятели этих стран. Имеющий свои планы Нобелевский комитет не поддержал эту инициативу.

В честь великой женщины :названа малая планета Коллонтай (2467 Kollontai).

«Улица Коллонтай» - с таким названием улицы в городах: Санкт-Петербург, Новошахтинск, Днепропетровск, Николаев.

В 1969 году режиссёр Георгий Натансон снял художественный фильм «Посол Советского Союза».В нём прообразом главной героини послужила Александра Коллонтай (её роль сыграла актриса Юлия Борисова).
Образ революционерки также использовался и в других советских фильмах: «Первый посетитель», 1965 г. (в роли Руфина Нифонтова), «Доверие», 1975 г. (Маргарита Терехова), «Красные колокола», 1983 г. (Елена Финогеева), «Девять жизней Нестора Махно», 2006 г. (Людмила Смородина), финском фильме «Sodan ja rauhan miehet», 1978 г. (Рауни Икахеймо), немецком (ФРГ) «Rote Liebe», 1981—1982 гг. (Ольга Димитриеску), английском «Волна страсти. Жизнь Александры Коллонтай», 1994 г. (Гленда Джексон), франко-грузинском «Тысяча и один рецепт влюблённого кулинара», 1996 г. (Хатуна Иоселиани), югославском «Госпожа Коллонтай», 1996 г. (Рада Джуричин).

В конце 1960-х вышла детская повесть Зои Воскресенской «Девочка в бурном море», в которой одним из значимых персонажей является Александра Михайловна Коллонтай.

А вот и обещанная брошюра.

ДОРОГУ КРЫЛАТОМУ ЭРОСУ!
(Письмо к трудящейся молодежи)

Вы спрашиваете меня, мой юный товарищ, какое место пролетарская идеология отводит любви? Вас смущает, что сейчас трудовая молодежь "больше занята любовью и всякими вопросами, связанными с ней", чем большими задачами, которые стоят перед трудовой республикой. Если так (мне издалека судить об этом трудно), то давайте поищем объяснение данному явлению, и тогда нам легче будет найти с вами ответ и на первый вопрос: какое место занимает любовь в идеологии рабочего класса?

I. Любовь как социально-психический фактор
Не подлежит сомнению, что советская Россия вступила в новую полосу гражданской войны: революционный фронт перенесен в область борьбы двух идеологий, двух культур -- буржуазной и пролетарской. Все нагляднее несовместимость этих двух идеологий, все острее противопоставление двух в корне различных культур.


Вместе с победой коммунистических принципов и идеалов в области политики и экономики неизбежно должна совершиться и революция в мировоззрении, в чувствах, в строе души трудового человечества. Уже сейчас намечается новое отношение к жизни, к обществу, к труду, к искусству, к "правилам жизни" (то есть к морали). В правила жизни как составная часть входят взаимоотношения полов. Революция на духовном фронте завершает великий сдвиг в мышлении человечества, вызванный пятилетним существованием трудовой республики.

(Продолжение следует)

Subscribe

  • О СОВРЕМЕННОМ ПРЕМУДРОМ ПЕСКАРЕ

    Жил человек. До коронавируса. А после перестал жить… Его напугали уже первые сообщения об этой «смертельной для всех» болезни. После, год и ещё…

  • МЫСЛИ 83-ЛЕТНЕГО (31)

    ТАК МНОГО В МИРЕ ЗЛА, А В ЦЕЛОМ – НЕСОВЕРШЕНСТВА. И ВОТ - Я ДУМАЮ: «Если бы на нашей Земле каждый дееспособный, неустанно, ежкдневано, задавал себе…

  • И ВОТ – СТАРИК ПРИДУМАЛ… МАШИНУ ВРЕМЕНИ

    Старик любил радио. С самого раннего детства приобщился к нему. Тогда, в его военном детстве, не было в селе Красное (Удмуртия), где он жил (да и во…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments