Геннадий Краснопёров (mysoulgarden) wrote,
Геннадий Краснопёров
mysoulgarden

ДУМЫ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ ОБ ОТЕЧЕСТВЕ И О СВОИХ СОГРАЖДАНАХ



Л Е В
Н И К О Л А Е В И Ч
Т О Л С Т О Й:

Я СНАЧАЛА ДУМАЛ, ЧТО ВОЗМОЖНО УСТАНОВЛЕНИЕ ДОБРОЙ ЖИЗНИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ПРИ УДЕРЖАНИИ ТЕХ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ТЕХ ФОРМ ЖИЗНИ, В КОТОРЫХ ТЕПЕРЬ ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. НО ТЕПЕРЬ Я УБЕДИЛСЯ, ЧТО ЭТО НЕВОЗМОЖНО, ЧТО ДОБРАЯ ЖИЗНЬ И ТЕПЕРЕШНИЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ФОРМЫ ЖИЗНИ НЕСОВМЕСТИМЫ. БЕЗ РАБОВ НЕ ТОЛЬКО НЕ БУДЕТ НАШИХ ТЕАТРОВ, КОНДИТЕРСКИХ, ЭКИПАЖЕЙ, ВООБЩЕ ПРЕДМЕТОВ РОСКОШИ, НО ЕДВА ЛИ БУДУТ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ, ТЕЛЕГРАФЫ. А, КРОМЕ ТОГО, ТЕПЕРЬ ЛЮДИ ПОКОЛЕНИЯМИ ПРИВЫКЛИ К ИСКУССТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ЧТО ВСЕ ГОРОДСКИЕ ЖИТЕЛИ НЕ ГОДЯТСЯ УЖЕ ДЛЯ СПРАВЕДЛИВОЙ ЖИЗНИ, НЕ ПОНИМАЮТ, НЕ ХОТЯТ ЕЕ. ПОМНЮ, КАК ЮША ОБОЛЕНСКИЙ, ПОПАВ В ДЕРЕВНЮ ВО ВРЕМЯ МЕТЕЛИ, ГОВОРИЛ, ЧТО ЖИЗНЬ В ДЕРЕВНЕ, ГДЕ ЗАНОСИТ СНЕГОМ ТАК, ЧТО НАДО ОТГРЕБАТИЬСЯ, НЕВОЗМОЖНА.ТЕПЕРЬ ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТСЯ САМЫМИ ОБРАЗОВАННЫМИ, КОТОРЫЕ УДИВЛЯЮТСЯ НЕ ТОМУ, КАК МОГЛИ ЛЮДИ УСТРОИТЬСЯ ТАК, ЧТО ДЛЯ НИХ НЕТ НИ МЕТЕЛЕЙ, НИ ТЕМНОТЫ, НИ ЖАРА, НИ ХОЛОДА, НИ ПЫЛИ, НИ РАССТОЯНИЯ, КАК ЖИВУТ ГОРОДСКИЕ ЛЮДИ, А УДИВЛЯЮТСЯ ТОМУ, КАК ЭТО ЛЮДИ, ЖИВЯ СРЕДИ ПРИРОДЫ, БОРЮТСЯ С НЕЙ… ("Дневники», 1904 год).

Давно уже практикую это: соотношу свой возраст с возрастом… Льва Николаевича Толстого. У каждого человеческого возраста – свои мысли, свои устремления. И мне интересно: соответствуют ли мои мысли и устремления мыслям и устремлениям человека, которого по праву считают великим русским писателем. Радуюсь, когда в чем-то главном сходимся. И – огорчаюсь, когда не принимаю какие-то толстовские воззрения.

Главные мысли Льва Николаевича Толстого – в его «Дневниках». Представляемое сегодня – из раздела «1904 год».
В 1904-м году Л. Н. Толстому было, как и мне сейчас, 76 лет

Какое праздное занятие вся наша подцензурная литература! Всё, что нужно сказать, что может быть полезно людям в области внутренней, внешней политики, экономической жизни, и, главное, религиозной, всё, что разумно, не допускается. То же и в деятельности общественной. Остаётся забава детская. «Играйте. играйте, дети. Чем больше играете, тем меньше возможностей вам понять, что мы с вами делаем». Как это стало несомненно ясно мне…

Всех людей можно представить придавленными огромным – ну, хоть дощатым полом – или, лучше, войлоком. И все лежат, скорчившись, согнувшись, и им тяжело, душно, и нужно и хочется распрямиться. И вот каждый, вместо того чтобы по мере сил выпрямиться, стать во весь рост (стараться быть совершенным как отец наш небесный), каждый прорывает войлок, выпрастывает руки, кладёт на войлочный покров и сидит или лежит. Тем, которые не прорвали войлок и хотят выпрямиться, становится ещё тяжелее, и возможность поднять весь покров вследствие дыр становится еще труднее. Все эти дыры – это всевозможные деятельности людские: и государственная, и общественная, и научная, и художественная. Нужна же одна деятельность: выпрямления.

Здоровье хорошо. Вчера, гуляя, думал о смерти, чувствовал ее приближение с радостным, да, радостным спокойствием…

На душе хорошо…

У европейских народов 133 миллиарда долга. Кто кому должен? Бедняки, трудящиеся – богачам, владеющим бумагами, Может быть, когда-нибудь будет иначе. Но до сих пор проценты на долги выплачивают трудящиеся рабочие. Получают же эти проценты богатые, владетели бумаг…



… Написал пропасть писем. Вчера поправлял «О войне»…

… Прекрасная пословица: живой живое и думает, то есть что, пока человек жив, он не может весь не отдаваться интересам этого мира. От этого так страшна смерть, когда человек, полный жизни, думает о ней. Когда же приближается смерть раной, болезнью, старостью, человек перестает думать о живом и смерть перестает быть страшною…

Здоров. Ездил верхом. Чудная погода. Дополнял «О войне»…

…Нынче думал о Николае 1 , об его невежестве и самоуверенности и о том, какая ужасная вещь то, что люди с низшей духовной силой могут влиять, руководить даже высшей. Но это только до тех пор, пока сила духовная, которой они руководят, находится в процессе возвышения и не достигла высшей ступени, на которой она могущественнее всего…

… Мне все больше и больше кажется, что нужно и есть что сказать о причинах подавления духовной жизни людей и средствах избавления. Все то же старое: причина всего – насилие, оправдываемое разумом насилие…

Нынче получил письмо от матроса из Порт-Артура. Угодно ли Богу, или нет, что нас начальство заставляет убивать?...

…Война есть произведение деспотизма. Не будь деспотизма, не могло бы быть войны; могли бы быть драки, но не война. Деспотизм производит войну, и война поддерживает деспотизм, Те, которые хотят бороться с войной, должны бороться с деспотизмом…

… Эгоизм - самое дурное состояние, когда это эгоизм телесный, и самое вредное себе и другим; и эгоизм – сознание своего высшего «я» - есть самое высшее состояние и самое благое для себя и других. Стоит заботиться о себе телесном - и ряд неустранимых трудностей и бед; стоит заботиться о себе духовном - и вс ё легко, и в сё благо…

… Николай Павлович распоряжается миллионами, посылает тысячи на военную бойню и иногда сам удивляется: как это его слушаются…

Нынче ещё ночью умственно проснулся. Чего не коснусь, всё, что вчера было темно и не нужно,- ясно и интересно…

… Было время, когда анархизм был немыслим. Народ хотел обожать и покоряться, и правители были уверены в своем призвании и не думали об утверждении своей власти и не делали ничего для этого. Теперь же народ уже не обожает и не только не хочет покоряться, но хочет свободы, правители же не делают то, что считают нужным для своей и народной славы, а заняты тем, чтобы удержать свою власть. Народы чуют это и не переносят уже власть, хотят свободы, полной свободы. С тяжелого воза надо сначала скидать столько, чтобы можно было опрокинуть его. Настало время уже не скидывать понемногу, а опрокинуть…

… Чем больше люди разъединены, тем возможнее, нужнее кажется деспотизм – насилие…

…Читаю Тэна. Очень мне кстати. Он описывает бедствия анархии 1780-90 годов. Едва ли они больше бедствий теперешней японской войны, происходящей при самом правильном государственном порядке…

Читая историю Французской революции, становится несомненно ясно, что основы революции (на которые так несправедливо нападает Тэн) несомненно верны и должны быть провозглашены…

Частные люди никогда не побьют, не зарежут и не ограбят одной тысячной того числа, которое побьют и ограбят правительства, то есть люди, признающие за собой право убивать и грабить…

Зачем нужно (началу жизни. богу, или просто: зачем нужно?) то, чтобы мы совершенствовались, я не знаю и не могу знать. Могу только догадываться, что это нужно для того. чтобы было осуществлено наибольшее благо как отдельных личностей, так и совокупностей их, так как ничто так не соответствует благу и тех и других, как стремление к совершенствованию…

… Жизнь есть увеличение своей души…

Существующий строй до такой степени в основах своих противоречит сознанию общества, что он не может быть исправлен, если оставить его основы, так же, как нельзя исправить стены дома, в котором садится фундамент. Нужно весь, с самого низа, перестроить. Нельзя исправить существующий строй с безумным богатством и излишеством одних и бедностью и лишениями масс, с правом земельной собственности, наложения государственных податей, территориальными захватами государств, патриотизмом, милитаризмом, заведомо ложной религией, усиленно поддерживаемой…



«Существующий строй до такой степени в основах своих противоречит сознанию общества, что он не может быть исправлен, если оставить его основы, так же, как нельзя исправить стены дома, в котором садится фундамент. Нужно весь, с самого низа, перестроить…» - казалось бы. это прямой призыв к революции. Но… произошедшую в 1905-1907 годах российскую революцию Толстой не понял и не принял. Почему? Об этом - в статье Владимира Ильича Ленина «ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»:

Сопоставление имени великого художника с революцией, которой он явно не понял, от которой он явно отстранился, может показаться на первый взгляд странным и искусственным. Не называть же зеркалом того, что очевидно не отражает явления правильно? Но наша революция — явление чрезвычайно сложное; среди массы ее непосредственных совершителей и участников есть много социальных элементов, которые тоже явно не понимали происходящего, тоже отстранялись от настоящих исторических задач, поставленных перед ними ходом событий. И если перед нами действительно великий художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих произведениях.
Легальная русская пресса, переполненная статьями, письмами и заметками по поводу юбилея 80-летия Толстого, всего меньше интересуется анализом его произведений с точки зрения характера русской революции и движущих сил ее. Вся эта пресса до тошноты переполнена лицемерием, лицемерием двоякого рода: казенным и либеральным. Первое есть грубое лицемерие продажных писак, которым вчера было велено травить Л. Толстого, а сегодня — отыскивать в нем патриотизм и постараться соблюсти приличия перед Европой. Что писакам этого рода заплачено за их писания, это всем известно, и никого обмануть они не в состоянии. Гораздо более утонченно и потому гораздо более вредно
________________________________________
и опасно лицемерие либеральное. Послушать кадетских балалайкиных из «Речи» — сочувствие их Толстому самое полное и самое горячее. На деле, рассчитанная декламация и напыщенные фразы о «великом богоискателе» — одна сплошная фальшь, ибо русский либерал ни в толстовского бога не верит, ни толстовской критике существующего строя не сочувствует. Он примазывается к популярному имени, чтобы приумножить свой политический капиталец, чтобы разыграть роль вождя общенациональной оппозиции, он старается громом и треском фраз заглушить потребность прямого и ясного ответа на вопрос: чем вызываются кричащие противоречия «толстовщины», какие недостатки и слабости нашей революции они выражают?
Противоречия в произведениях, взглядах, учениях, в школе Толстого — действительно кричащие. С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны — помещик, юродствующий во Христе. С одной стороны, замечательно сильный, непосредственный и искренний протест против общественной лжи и фальши, — с другой стороны, «толстовец», т. е. истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским интеллигентом, который, публично бия себя в грудь, говорит: «я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше мяса и питаюсь теперь рисовыми котлетками». С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, — юродивая проповедь «непротивления злу» насилием. С одной стороны, самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих масок; — с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религии, стремление поставить на место попов по казенной должности попов по нравственному
________________________________________
убеждению, т. е. культивирование самой утонченной и потому особенно омерзительной поповщины. Поистине:
Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная —
Матушка Русь!
Что при таких противоречиях Толстой не мог абсолютно понять ни рабочего движения и его роли в борьбе за социализм, ни русской революции, это само собою очевидно. Но противоречия во взглядах и учениях Толстого не случайность, а выражение тех противоречивых условий, в которые поставлена была русская жизнь последней трети XIX века. Патриархальная деревня, вчера только освободившаяся от крепостного права, отдана была буквально на поток и разграбление капиталу и фиску. Старые устои крестьянского хозяйства и крестьянской жизни, устои, действительно державшиеся в течение веков, пошли на слом с необыкновенной быстротой. И противоречия во взглядах Толстого надо оценивать не с точки зрения современного рабочего движения и современного социализма (такая оценка, разумеется, необходима, но она недостаточна), а с точки зрения того протеста против надвигающегося капитализма, разорения и обезземеления масс, который должен был быть порожден патриархальной русской деревней. Толстой смешон, как пророк, открывший новые рецепты спасения человечества, — и поэтому совсем мизерны заграничные и русские «толстовцы», пожелавшие превратить в догму как раз самую слабую сторону его учения. Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России. Толстой оригинален, ибо совокупность его взглядов, взятых как целое, выражает как раз особенности нашей революции, как крестьянской буржуазной революции. Противоречия во взглядах Толстого, с этой точки, зрения, — действительное зеркало тех противоречивых условий, в которые поставлена была историческая деятельность крестьянства в нашей революции. С одной стороны, века крепостного гнета и ________________________________________
десятилетия форсированного пореформенного разорения накопили горы ненависти, злобы и отчаянной решимости. Стремление смести до основания и казенную церковь, и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевладения, расчистить землю, создать на место полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных мелких крестьян, — это стремление красной нитью проходит через каждый исторический шаг крестьян в нашей революции, и несомненно, что идейное содержание писаний Толстого гораздо больше соответствует этому крестьянскому стремлению, чем отвлеченному «христианскому анархизму», как оценивают иногда «систему» его взглядов.
С другой стороны, крестьянство, стремясь к новым формам общежития, относилось очень бессознательно, патриархально, по-юродивому, к тому, каково должно быть это общежитие, какой борьбой надо завоевать себе свободу, какие руководители могут быть у него в этой борьбе, как относится к интересам крестьянской революции буржуазия и буржуазная интеллигенция, почему необходимо насильственное свержение царской власти для уничтожения помещичьего землевладения. Вся прошлая жизнь крестьянства научила его ненавидеть барина и чиновника, но не научила и не могла научить, где искать ответа на все эти вопросы. В нашей революции меньшая часть крестьянства действительно боролась, хоть сколько-нибудь организуясь для этой цели, и совсем небольшая часть поднималась с оружием в руках на истребление своих врагов, на уничтожение царских слуг и помещичьих защитников. Большая часть крестьянства плакала и молилась, резонерствовала и мечтала, писала прошения и посылала «ходателей», — совсем в духе Льва Николаича Толстого! И, как всегда бывает в таких случаях, толстовское воздержание от политики, толстовское отречение от политики, отсутствие интереса к ней и понимания ее, делали то, что за сознательным и революционным пролетариатом шло меньшинство, большинство же было добычей тех беспринципных, холуйских, буржуазных интеллигентов,
________________________________________которые под названием кадетов бегали с собрания трудовиков в переднюю Столыпина, клянчили, торговались, примиряли, обещали примирить, — пока их не выгнали пинком солдатского сапога. Толстовские идеи, это — зеркало слабости, недостатков нашего крестьянского восстания, отражение мягкотелости патриархальной деревни и заскорузлой трусливости «хозяйственного мужичка».
Возьмите солдатские восстания 1905—1906 годов. Социальный состав этих борцов нашей революции — промежуточный между крестьянством и пролетариатом. Последний в меньшинстве; поэтому движение в войсках не показывает даже приблизительно такой всероссийской сплоченности, такой партийной сознательности, которые обнаружены пролетариатом, точно по мановению руки ставшим социал-демократическим. С другой стороны, нет ничего ошибочнее мнения, будто причиной неудачи солдатских восстаний было отсутствие руководителей из офицерства. Напротив, гигантский прогресс революции со времен Народной воли сказался именно в том, что за ружье взялась против начальства «серая скотинка», самостоятельность которой так напугала либеральных помещиков и либеральное офицерство. Солдат был полон сочувствия крестьянскому делу; его глаза загорались при одном упоминании о земле. Не раз власть переходила в войсках в руки солдатской массы, — но решительного использования этой власти почти не было; солдаты колебались; через пару дней, иногда через несколько часов, убив какого-нибудь ненавистного начальника, они освобождали из-под ареста остальных, вступали в переговоры с властью и затем становились под расстрел, ложились под розги, впрягались снова в ярмо — совсем в духе Льва Николаича Толстого!
Толстой отразил накипевшую ненависть, созревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого, — и незрелость мечтательности, политической невоспитанности, революционной мягкотелости. Историко-экономические условия объясняют и необходимость возникновения революционной борьбы масс и неподготовленность их к борьбе, толстовское непротивление
________________________________________
злу, бывшее серьезнейшей причиной поражения первой революционной кампании.
Говорят, что разбитые армии хорошо учатся. Конечно, сравнение революционных классов с армиями верно только в очень ограниченном смысле. Развитие капитализма с каждым часом видоизменяет и обостряет те условия, которые толкали крестьянские миллионы, сплоченные вместе ненавистью к помещикам-крепостникам и к их правительству, на революционно-демократическую борьбу. В самом крестьянстве рост обмена, господства рынка и власти денег все более вытесняет патриархальную старину и патриархальную толстовскую идеологию. Но одно приобретение первых лет революции и первых поражений в массовой революционной борьбе несомненно: это — смертельный удар, нанесенный прежней рыхлости и дряблости масс. Разграничительные линии стали резче. Классы и партии размежевались. Под молотом столыпинских уроков, при неуклонной, выдержанной агитации революционных социал-демократов, не только социалистический пролетариат, но и демократические массы крестьянства будут неизбежно выдвигать все более закаленных борцов, все менее способных впадать в наш исторический грех толстовщины!

(Газета «Пролетарий» № 35, (24) 11 сентября 1908 г.)

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • МЫСЛИ 82-ЛЕТНЕГО (284)

    О ТОМ, ЧТО БЫВАЮТ МОИ МЫСЛИ И ТАКОГО РОДА: НЕОЖИДАННОЕ Такая весть: «Пока Вы есть…». И дальше - доброе такое. А я-то мнил: "Пора к Покою"…

  • МЫСЛИ 82-ЛЕТНЕГО (282)

    О РОДИНЕ ВСТРЕТИЛИСЬ СЛОВА: «ИСТИНА ДОРОЖЕ РОДИНЫ» Сказаны они Петром Яковлевичем Чаадаевым (27 мая [7 июня] 1794 — 14 [26] апреля 1856), русским…

  • МЫСЛИ 82-ЛЕТНЕГО (281)

    О РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ЖИЛА РОССИЯ, ВЕКАМИ, ВЕСЕЛЯСЬ (КОГДА БЫЛО ВЕСЕЛО) БЕЗ ПИАНИНО… Знакомая женщина, музыкант по образованию,…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments