Геннадий Краснопёров (mysoulgarden) wrote,
Геннадий Краснопёров
mysoulgarden

Category:

О РОЛИ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ В ИСТОРИИ РОССИИ

Принял участие в дискуссии о либеральном течении в России и, в частности, о шестидесятниках двадцатого века. Ниже – текст моего выступления.

Давно уже славят в российских средствах массовой информации так называемых шестидесятников двадцатого столетия.

Вот – пример такого восхваления: «Шестидесятники XX века – особый феномен в истории нашей страны…».

Просматривается в этом навязывание ныне живущим мысли: что шестидесятники это некий светлый луч в тёмном царстве социалистического общества, каким был Советский Союз. Дескать, в шестидесятых годах прошлого столетия, в период так называемой хрущёвской оттепели, появились некие титаны мысли и действий, которые дали одурманенному коммунистической идеологией бесправному и не свободному народу направление к правильной жизни.

Но так ли это?



Не буду оспаривать суждение, что были среди тех, кого сейчас причисляют к шестидесятникам, талантливые личности. К таким личностям и я причисляю кинорежиссёров Михаила Калатозова (с его фильмом «Летят журавли»), Марлена Хуциева («Застава Ильича»), Георгия Данелия («Я шагаю по Москве»), Михаила Ромма («Девять дней одного года»), актёров Михаила Ульянова, Евгения Леонова, Иннокентия Смоктуновского, Евгения
Евстигнеева, поэтов Роберта Рождественского Олжаса Сулейменова, прозаика Юрия Трифонгова.

Но для меня, современника шестидесятников, «тёмный лес» такие имена из когорты «светочей», как Игорь Вулох Роза Хуснутдинова, Север Гансовский, Геннадий Шпаликов, Софья Губайдуллина, Николай Каретников, Эдисон Денисов.

Особо – об Альфреде Шнитке. Он тоже из «видных» шестидесятников. Этот композитор много сделал, чтобы своей музыкой с изломанной мелодией потеснить традиционную русскую мелодичную музыку. И сейчас, в частности, по государственному радиоканалу «Радио России» звучит преимущественно (наряду с зарубежной попсой и блатной музыкой) музыка Шнитке и его последователей. Очень редки, можно сказать, эпизодичны, в передачах этого радио произведения современников Шните – дорогих для меня последних великих русских композиторов-мелодистов Георгия Свиридова и Валерия Гаврилина.


Чего хотели шестидесятники?

Об этом – в одном из стихотворений Евгения Евтушенко, которого считают одним из самых выдающихся представителей шестидесятников двадцатого века:

Кто были мы,
шестидесятники?
На гребне вала пенного
в двадцатом веке,
как десантники
из двадцать первого…

Мы прорубили
зарешеченное
окно
в Европу
и в Америку…

Любил и сегодня продолжаю любить стихи. Читал и Евтушенко. Иные из его стихов и поэм воспринимались мною. Но… навсегда «ушёл» от этого поэта после прочтения такого рода его стихотворений:

Ты спрашивала шепотом:
"А что потом?
А что потом?"
Постель была расстелена,
и ты была растеряна...

У Евтушенко много подобного. Даже песни были на такие стихи. Цитирую текст одной из часто звучащих по радио и телевидению:

Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в мелкой суете
разнообразные не те.
И он
не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
и оба мучимся мы с ним.
Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.
А той -
скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть…

Такая вот стихотворная пропаганда изломанной, как музыка Шнитке, любви (скорее, подобия настоящей любви). А это – жизнь самого поэта. Не случайно Евтушенко женат, только официально, четырежды.

Нельзя отрицать, что у Евтушенко, как стихотворца, большой успех. Объяснение этого – в одном из свидетельств: «Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии (например, «Наследники Сталина», или «Братская ГЭС»), то адресовал их критически настроенной общественности (например, «Бабий Яр», или «Баллада о браконьерстве»)…».

Одна глава его поэмы «Казанский университет» посвящена Владимиру Ильичу Ленину. Написана она как раз к 100-летию со дня рождения Ленина. «Партийны» такие стихи Евтушенко, как «Партбилеты», «Коммунары не будут рабами». Но вот другое. В 1962-м году в газете «Правда», органе Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, опубликовано стихотворение Евтушенко «Наследники Сталина», приуроченное к выносу тела Сталина из Мавзолея. Антисоветчиной пронизаны такие произведения Евтушенко, как «Бабий яр» (1961), «Письма к Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968).

Тогдашние власти попустительствовали этой антисоветчине поэта. Несмотря на столь откровенный вызов поэта власти, он продолжает печататься, ездить по всей стране и за рубеж. А в 1968-м году даже был награждён орденом Почёта.

Известны высказывания Евтушенко в поддержку тогдашних диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля. Но этим он, по иронии судьбы, ответной любви со стороны диссидентов не вызвал. В интервью 1972-го года, опубликованном в нашей стране в октябре 2013-го года, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский отозвался о Евтушенко, как о поэте и человеке, крайне негативно: «Евтушенко? Вы знаете — это не так всё просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он ещё худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя…»

У Евтушенко много стихотворений о России, в которых он клянётся вечно любить свою родину. Но… на склоне лет уехал жить в Америку.

Мне представляется, что главное из того, за что боролись шестидесятники двадцатого века, это свобода для себя.

Но были в истории России другие шестидесятники, жившие не для себя, а для того, чтобы принести пользу трудовому народу. Это – шестидесятники девятнадцатого века. Вот они останутся в истории нашего Отечества на века. Вожди тех шестидесятников – Александр Иванович Герцен, с его «Колоколом», который, по словам В.И. Ленина, разбудил декабристов, и Николай Гаврилович Чернышевский, с его романом «Что делать» и с его оригинальной философской системой справедливого устройства всечеловеческой жизни.

Подробно о шестидесятниках девятнадцатого века – позднее.

Subscribe

  • МЫСЛИ 82-ЛЕТНЕГО (284)

    О ТОМ, ЧТО БЫВАЮТ МОИ МЫСЛИ И ТАКОГО РОДА: НЕОЖИДАННОЕ Такая весть: «Пока Вы есть…». И дальше - доброе такое. А я-то мнил: "Пора к Покою"…

  • МЫСЛИ 82-ЛЕТНЕГО (282)

    О РОДИНЕ ВСТРЕТИЛИСЬ СЛОВА: «ИСТИНА ДОРОЖЕ РОДИНЫ» Сказаны они Петром Яковлевичем Чаадаевым (27 мая [7 июня] 1794 — 14 [26] апреля 1856), русским…

  • МЫСЛИ 82-ЛЕТНЕГО (281)

    О РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ЖИЛА РОССИЯ, ВЕКАМИ, ВЕСЕЛЯСЬ (КОГДА БЫЛО ВЕСЕЛО) БЕЗ ПИАНИНО… Знакомая женщина, музыкант по образованию,…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments