Геннадий Краснопёров (mysoulgarden) wrote,
Геннадий Краснопёров
mysoulgarden

СЕГОДНЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РЕБЁНКА



Всеми́рный день ребёнка (англ. Universal Children's Day, исп. Día Universal del Niño , фр. Journée mondiale de l'enfance) — праздник, который Генеральная Ассамблея ООН в 1954 году (резолюция № 836 (IX)) рекомендовала ввести всем странам, начиная с 1956 года. Праздник направлен на улучшение благополучия детей, укрепление работы, проводимой ООН в интересах детей всего мира… Генеральная Ассамблея в своей резолюции предположила, что всеобщее празднование Всемирного дня ребёнка послужит укреплению солидарности и сотрудничества между нациями. В своих официальных документах ООН говорит о праздновании Всемирного дня ребёнка 20 ноября. В этот день в 1959 году была принята «Декларация прав ребёнка», а в 1989 году — «Конвенция прав ребёнка»…. (Из Википедии)

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА

(Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года)

Преамбула:

Принимая во внимание, что народы Объединёных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
принимая во внимание, что Организация Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,

принимая во внимание, что ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,

принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,

Генеральная Ассамблея

провозглашает настоящую Декларацию прав ребёнка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путём законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:




Принцип 1

Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

Принцип 2

Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются все страны-члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.

Статьи 1-4 определяют понятие «ребёнок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.

Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.

Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.

Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.

Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.

Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, чем предусмотрено Конвенцией.

20.11.2014.

2356. ДАВНО ОТКЛЮЧЁН ТЕЛЕВИЗОР,
СИСТЕМАТИЧЕСКИ В «ОТКЛЮЧКЕ»
ПРОВОДНОЕ РАДИО

Это у меня: давно отключён телевизор, систематически в «отключке» проводное радио.

Не по техническим причинам всё это. Причины другие, более серьёзные. Телевизор в работающем состоянии. Но для меня его нет. Давно не пользуюсь им. Теле-ужасы, теле- пошлости, теле-глупости, а в целом – телезомбирование – это не для меня.

Проводное радио на кухне ещё с тех времён, когда день начинался с гимна Советского Союза и продолжался оптимистичными радиопередачами о том, что и где в нашей стране построено нового, как и чем живут люди, чем отличились во славу своей Родины лучшие из них. Звучала прекрасная музыка. В исполнении выдающихся деятелей эстрадного и оперного искусства слушал русские народные и советские песни, оперы и оперетты. Постоянными были в радиопередачах замечательные стихи, поэмы и такие же хватающие за душу радиопостановки по произведениям русской, советской и зарубежной классики…

Сейчас включаешь то же самое радио и … сразу выключаешь его, при транслируемых словах, которые раньше публично не произносили (считали их низкими). Теперь же они по радио чуть ли не ежечасно. Кишечник, простатит, геморрой, запор, недержание мочи, - эти и им подобные слова звучат в десятки раз чаще, чем прежние, тоже радийные слова: Пушкин, Чайковский, счастье, любовь, доблесть, честь, отвага, коллективизм, дружба народов, трудовой подвиг, взаимопомощь, радостное материнство, счастливое детство… Вкупе с низкими словами – «катастрофические» новости, измышления, часто и прямая ложь, о советском прошлом нашего государства…

Потому-то сейчас и моё проводное радио систематически в «отключке».

Но у меня, как и у многих других, жажда к новостям. Утоляю её Интернетом. Правда, и там тоже всякого мусора полно. Но, сопоставляя и то и другое, выбираю соответствующее моему мировоззрению.

20.11.2014.

2357. Экономика СССР рухнула из-за цен на нефть?


Когда в 1990–1991 годах был запущен миф о смертельном кризисе советской экономики, я делал попытки выяснить у авторов этих сообщений, в ранге от м.н.с. до академика, каковы эмпирические индикаторы и критерии, которые позволяют им делать такой вывод. Я спрашивал без всякой задней мысли. Ни один не дал ответа. В лучшем случае говорили: «Ты что, сам не видишь?» Это вызывало тревогу — что происходит с людьми?


Через 20 лет, в 2010 году, на конференции в РАН (прямо в здании Президиума) я сделал доклад «Мифотворчество и мера в обществоведении: миф об экономическом кризисе в СССР». Там, в частности, говорилось: «Сегодня мы слышим от руководителей высокого уровня, что советская экономика развалилась. Но если так, мы обязаны разобраться в этом необычном феномене. Россия унаследовала системы советской экономики и буквально живет на них, мы должны знать, в каком состоянии эти системы. Что значит “экономика развалилась”? Каковы эмпирические проявления этого процесса? Каковы его симптомы, позволяющие предвидеть зарождение подобных аномалий? Какими индикаторами и критериями пользуются экономисты, правительство, общество? Мы должны найти убедительные свидетельства в пользу утверждения о катастрофическом кризисе экономики в середине 1980-х годов или отказаться от него и составить себе более верное представление».

Доклад был снабжен 10 графиками главных показателей, в надежности данных никто не усомнился. Но аудитория, в которой были несколько академиков, а большинство — доктора наук, была явно недовольна. Никто не возразил и не задал ни одного вопроса. При этом там практически не было людей с «либеральными настроениями». Но тема и поставленные вопросы не нравились — не хотелось вникать и разбираться.


Но и сейчас ничего не изменилось. Большая часть интеллигенции поверила в миф и не желает взглянуть на факты или просто махнула рукой. За интеллигенцией, само собой, тянется и масса, и политики. Но ведь это — простой учебный материал, не решая такие задачи, мы не подойдем и к более сложным. И что тогда? Если слепой ведет слепого, оба упадут в яму. Сейчас, когда запахло войной (пусть пока экономической), это состояние стало действительно страшным.

Самая наглая часть этого мифа — утверждение, будто «экономика СССР развалилась» потому, что держалась на экспорте нефти, а правящие круги США в 1980-е годы обрушили мировые цены на нефть, чтобы лишить СССР валюты и заставить его капитулировать.

На днях, 7 ноября, в годовщину Октябрьской революции, по телевидению опять прошел этот нелепый миф, даже портрет Гайдара показали. Эту чушь транслировали молодые образованные люди, и это позор нашей культуры. Приходишь в отчаяние: как сможет Россия выбраться из нынешней ямы, если одни интеллигенты без стыда тиражируют неправдоподобную примитивную байку, а другие в нее верят!

Кстати, постыдились бы это делать в день праздника большой части населения — ведь микрофон и камера у них в руках 364 дня в году.

Приведу самые грубые величины.

В 1988 году экспорт топлива и электричества из СССР составил 28,2 млрд руб., а ВНП СССР был равен 875 млрд руб. Две трети экспорта шли в соцстраны по долгосрочным соглашениям, экспорт энергоносителей за валюту — 1,03% от ВНП СССР (в долях ВВП это 0,59%). Ясно, что снижение цены нефти на треть не только не могло привести к краху экономику: она этого не заметила! Если начертить график динамики только экспорта и импорта в крупном масштабе, то будет видно, что падение цен действительно привело после 1984 года к некоторому снижению экспорта и, соответственно, импорта. Но это было снижение до уровня 1983 года, существенной роли оно в судьбе всей экономики сыграть не могло.

Экспорт и импорт СССР // млрд руб.



Накануне «обрушения цен» экспорт нефти на валюту приносил 46 долл. на душу населения в год, а после «обрушения» — 30 долл.

А вот РФ в 2008 году: экспорт нефти составил 241 млрд долл., или 1697 долл. на душу населения. Это в 37 раз больше, чем было в СССР, и обрушение цен реально потрясло бы все хозяйство.

Добавим, что в 1986 году стоимость продукции промышленности в СССР составила 836 млрд руб., а весь экспорт — 68,3 млрд руб., в том числе 13,1 млрд руб. в капстраны. То есть экспорт на мировой рынок стоил всего 1,6% продукта промышленности. Могло ли это разрушить экономику?

В 2008 году продукция товаров и услуг промышленности РФ составила 24,6 трлн руб., а экспорт — 471,6 млрд долл., или примерно 14 трлн руб. Этосравнимо со стоимостью всей продукции промышленности (без услуг) РФ. При этом 70% экспорта — сырье. Вот о чем надо было бы сказать на телевидении в годовщину Октября!

Как множество образованных людей объясняют себе механизм катастрофы в экономике СССР, якобы произошедшей из-за снижения цен на нефть, которая продается в небольших количествах?

И что конкретно изменилось в хозяйстве СССР из-за снижения мировых цен на нефть в середине 1980-х годов? Ведь с 1980 по 1988 год экспорт надежно оплачивал импорт с положительным сальдо в 3-7 млрд руб. — чего еще надо? При этом внутри страны стабильно росли инвестиции и уровень потребления материальных благ населением.

Причин развала СССР, достоинств и недостатков его хозяйства и социальной системы мы здесь не касаемся — это другая тема, о ней особый разговор. Здесь речь идет о том, что миф, поддержанный СМИ, может стать «вирусом», разрушающим рациональное мышление.

А.Н.Яковлев заявил, что согласно статистике «мы стояли перед экономической катастрофой». Каждый может сегодня «взять статистику» и убедиться, что показатели 1980-х годов катастрофы не предвещали. Первые признаки кризиса возникли в 1990-м.

Посмотрим динамику трех индексов: инвестиций, национального дохода и розничного товарооборота. Они характеризуют процессы расширенного воспроизводства хозяйства, производства и динамику потребления населения:

Индексы инвестиций, национального дохода и розничного товарооборота в СССР // 1940 = 1



Здесь для нас важнее всего динамика инвестиций. Поскольку экономический эффект от них отложен на довольно длительный срок, при первых признаках кризиса средства всегда изымаются именно из инвестиций — надо срочно блокировать риск лавинообразного процесса. Это наглядно продемонстрировал кризис в России начиная с 1991 года. Динамика инвестиций в СССР в 1980-е годы не обнаруживает никаких признаков кризиса, тем более катастрофы.

На графике видно, что в СССР рост капиталовложений превышал рост объема производства, а последний — рост объема потребления. Этот баланс, который обеспечивал устойчивое развитие всей системы. Динамика трех показателей — инвестиций, производства и потребления — не проявила накануне перестройки никаких признаков кризиса.

Из этой истории следует тяжелый вывод. Из сознания вытеснена методологическая компонента. Образованные люди выслушивают важнейшие утверждения политиков и их глашатаев, но не требуют и не ожидают аргументации этих утверждений. Они принимают или отвергают их в зависимости от политических установок момента, а принятые оценки становятся у них стереотипами мышления. Навык критического восприятия утверждений утрачен.


Людей, которые имеют время и потребность разобраться в более или менее сложных проблемах, сейчас осталось совсем мало. Люди скорее пойдут на баррикады. А в норме у подавляющего большинства на любой вопрос есть какой-нибудь стереотипный ответ, чаще всего ничего не объясняющий. Очень часто отпечатавшийся в сознании штамп приобретает форму убеждения — в этом случае человек не желает и слышать вопроса, не только его обдумать. Те немногие, которые все-таки тратят свои скромные ресурсы, чтобы разобраться в проблемах нашего патологического бытия, делают это уже только в надежде на то, что когда-то придут люди, решившиеся завоевать пространство для жизни. И какие-то тексты и расчеты нашего времени им пригодятся.

Subscribe

  • МЫСЛИ 82-ЛЕТНЕГО (301)

    О СПОСОБЕ ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ (Совет людям преклонного возраста) Человек способен продлить свою жизнь. Вот – один из способов достижения такой…

  • МЫСЛИ 82-ЛЕТНЕГО (300)

    О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ Смысл жизни часто в наших словах. Вот – слышится: - Хочу жить красиво! - Не горбись на работе – лови удачу! - Если ты такой умный,…

  • МЫСЛИ 82-ЛЕТНЕГО (299)

    О ТОМ, ЧТО НЕ НАДО ИСКАТЬ ВИНОВНЫХ Правило, которому следуют немногие: «Во всех неблагоприятных для тебя обстоятельствах не ищи виновных. Загляни в…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments